Через десять лет Nokia станет весьма интересным объектом для учебных пособий по бизнесу. Это будет волнующая история о компании, пребывающей в расцвете своей мощи, которая осмелилась бросить вызов собственным глубочайшим убеждениям, либо получится история-предостережение о фирме, потерявшей все, что имела. Nokia заявляет, что уже сейчас готовится к тому, что придет на смену мобильным телефонам.Подобные заявления от финской компании уже были и раньше, но казалось, что это всего лишь рисовка. Высказывания такого рода – не редкость для любой отрасли современной индустрии. "Мы ищем новые пути роста", - слышится высокий лозунг от представителя очередной развивающейся фирмы, который лишь означает, что планируется продолжать заниматься текущей деятельностью и при этом отчаянно надеяться на развитие новых направлений в бизнесе. Это типично для бизнеса – попытка не только урвать свой кусок пирога, но и успеть съесть его. Однако после того как несколько высокопоставленных представителей Nokia в течение последних двух месяцев повторили вышеописанное сообщение, начинаешь верить в то, что это не пустые слова. Естественно, никто не утверждает, что Nokia собирается забросить отрасль мобильных телефонов. Но, похоже, компания искренне убеждена в том, что текущий бизнес не будет длиться вечно, и она начинает готовить почву для потенциальной замены.
Когда на посвященном стратегии развития Nokia брифинге, проходившем в Силиконовой долине в апреле 2007 года, в очередной раз прозвучала информация о грядущих глобальных изменениях в политике фирмы, и представлена она была никем иным, как главным техническим специалистом Nokia Теро Оянпера (Tero Ojanpera) и главой Исследовательского центра финской компании Бобом Иануччи (Bob Iannucci) –уже этот факт произвел серьезное впечатление. Иануччи указал на то, что Nokia, первым направлением бизнеса которой было производство бумаги, время от времени кардинальным образом меняла вид деятельности: начиная от изготовления резиновой обуви и заканчивая производством мониторов и мобильных телефонов. И он повторил это снова: "Компания пребывает в стадии перехода к следующему этапу своего развития". Этот этап – мобильные компьютерные системы. Причем это будут не смартфоны и устройства "несколько в одном", а полноценные мобильные компьютеры, призванные заменить ПК и мобильные телефоны. Nokia полагает, что со временем такие устройства будут продаваться миллиардами и станут доминирующим средством для выхода в Интернет. Если принять на веру все заявления финской компании, то мобильные телефоны преобразятся столь сильно, что даже несмотря на мобильность и компактность будущих устройств разработку и производство данных аппаратов по праву можно будет считать новым направлением деятельности компании. Сам факт того, что Nokia просто говорит об этом, является замечательным событием. Пять лет назад Microsoft возлагала большие надежды на мобильные устройства, и объектом дискуссий было то, каким образом такая компания как Nokia сможет противостоять гиганту в этом направлении. Сейчас же мобильная компания рассуждает о том, как она отправит индустрию персональных компьютеров "на пенсию" и как завладеет Интернетом. Несмотря на безумную амбициозность цели, нельзя сказать, что Nokia ошибается в выборе направления. Мобильные телефоны постепенно становятся ширпотребом. Наибольший рост продаж отмечается в сегменте недорогих телефонов, что на руку такой эффективной компании как Nokia. Но даже руководство финской фирмы подтвердит вам то, что производство низкоуровневой продукции в условиях насыщающегося рынка – не самый выгодный бизнес. И он определенно не приносит ожидаемой инвесторами прибыли.
Nokia не предрекает немедленный закат бизнеса мобильных телефонов. Это очень большая компания с распределенной функциональностью, и можно с уверенностью утверждать: некоторые подразделения Nokia обязательно останутся в данном сегменте. Однако, похоже, руководство компании ощущает, что бизнес мобильных телефонов становится скучным (соответственно, и менее прибыльным), и хочет предпринять шаги для сохранения компании, не дожидаясь его заката.
Самое трудное – воплощение замыслов
Говорить об этом легко, но реализовать замыслы – гораздо труднее. Индустрия мобильных телефонов базируется на принципах контролируемой конкуренции, когда операторы, производители телефонов и правительства создают общие стандарты в условиях взаимной конкуренции. Это узкий круг, в котором постепенно формируются новые возможности и дополнительная функциональность, задаваемые ведущими производителями.
Компьютерный мир во многом развивается по законам дарвинизма. Стать его игроком просто, и инновации зачастую исходят от самых незаметных участников. Конкуренция здесь прозрачна, и только рынок определяет победителей. Nokia говорит не просто об изменениях в конструкции изделий, но, скорее, об абсолютной перестройке культуры компании, процессов и партнерских отношений. В этом есть преимущество для Nokia, поскольку в случае успешной трансформации любая другая компания в индустрии мобильных телефонов, будь то производитель или оператор, окажется в невыгодном положении. Такой участи конкуренты смогут избежать, только если успеют вовремя и таким же кардинальным образом перестроиться Конечно же, и для самой финской компании изменения будут весьма ощутимыми и не совсем безболезненными. Кажется, Nokia представляет, что необходимо изменить, чтобы стать компьютерной компанией. Как указал Иануччи, "интернет-модель" разработки изделий предполагает сначала создание и поставку продукции, а уже затем работу над стандартами (если таковые вообще нужны).
Кроме того он сказал, что исследовательские лаборатории Nokia, ранее работавшие в обстановке секретности, переориентировались на сотрудничество с университетами и другими организациями индустрии. "Совместная работа весьма важна, поскольку мы не можем более рассчитывать только на внутренние ресурсы при том объеме разработок, который необходим компьютерной компании", - отмечает Иануччи. Подводя итог брифинга в Калифорнии, можно сказать, что Nokia хочет стать частью коллективного разума, именуемого "Силиконовой долиной".
Преобразования будут нелегкими
На брифинге был один занятный эпизод, когда выступающий сотрудник Nokia спросил у слушателей, какие преграды на пути к успеху на рынке мобильной связи они видят. Кто-то протянул руку, отвечая: "Операторы". Гробовое молчание на секунду. Затем выступающий неуверенно переспросил: "Что вы имеете ввиду?"
Здесь можно улыбнуться, поскольку вопрос в действительности не требовал пояснений. Спросивший имел в виду: "Мы хотим, чтобы операторов вовсе не стало. Вы можете в этом помочь?" Все в аудитории знали об этом. И Nokia тоже. Вопрос был на проверку серьезности Nokia.
Строго говоря, Nokia не прошла тест. Они не стали бы отвечать на подобный вопрос с трибуны, поскольку это чревато определенными политическими проблемами в существующем мобильном бизнесе. В итоге то обсуждение, которое позволило бы Nokia наладить связь с компаниями из Силиконовой долины, превратилось в осторожные разглагольствования на тему "Мы работаем совместно над решением проблем" и тому подобную вежливую болтовню, которая довольно быстро утихла.
Выводы: если хотите иметь с кем-нибудь дело, будьте готовы обсуждать вопросы, интересные противоположной стороне. И не ждите взаимодействия, если не готовы отвечать на прямые, жесткие и щекотливые вопросы.
Последующие шаги
Далее будут представлены некоторые моменты, которые Nokia должна будет детально рассмотреть, если всерьез намеревается завязать отношения с Силиконовой долиной. Реальная оценка роли мобильных компьютерных устройств. Судя по заявлениям Nokia, компания надеется, что мобильные компьютерные системы в буквальном смысле заменят персональные компьютеры. Но это кажется наивным и излишне ограничивает перспективы развития компании. Мобильность предполагает отличную от ПК систему взглядов и понятий. Персональный компьютер обычно используется в стационарных условиях, а сеансы работы являются продолжительными; мобильный же аппарат, как правило, используется на ходу, в местах, где применение персонального компьютера неудобно или попросту невозможно. Другой характер использования предполагает иные требования и ожидания от мобильного устройства, нежели от ПК. Если Nokia попытается всего лишь разработать очередной мини-ПК, это вероятно закончится созданием изделий, неспособных предоставить все те новые технологии, которые реально подразумеваются при упоминании о мобильных компьютерных системах. Вот грубое сравнение: если бы производители мобильных телефонов сфокусировались на выпуске аппаратов, предназначенных только для голосовой связи, была бы когда-нибудь изобретена система SMS?
Обучение разработчиков
Nokia обладает весьма солидным отделом разработок и поддержки, и особого ее стремления к найму разработчиков, который практикуют Apple и Microsoft, не наблюдается. Чтобы заполучить лучших инженеров, недостаточно просто предоставить отличные условия труда; помимо этого нужно обеспечить людей реальной возможностью заработать хорошие деньги. Ни одна компания в мобильной отрасли не может похвастаться этим, и Nokia – не исключение.
Компании – разработчики программного обеспечения для мобильных устройств продолжают изучать обстановку, пытаясь вычислить, какая же из компаний сможет создать действительно стоящие внимания и выгодные условия для развития бизнеса. И это благоприятный случай для Nokia, но та, в свою очередь, должна вложить немалые средства в построение рынка.
Щекотливая ситуация с Adobe, Microsoft и Sun
Nokia сообщила, что в тесном сотрудничестве с компанией Adobe работает над новым программным обеспечением под названием Apollo, которое является производным от Flash и Acrobat. Подразумевается, что Nokia будет распространять мобильную версию Apollo со своими телефонами, как это сейчас происходит с Flash.
Но есть и обратная сторона медали. Во-первых, Adobe может оказаться в проигрыше, конкурируя с продуктом Silverlight от компании Microsoft и с обновленной версией Java от Sun. Если борьбу выиграет Microsoft или Sun, то может случиться так, что Nokia сделала ставку не на тот стандарт.
Другая опасность заключается в том, что Adobe может и выиграть, при этом компании Nokia будет пожалован стандарт мобильного программного обеспечения, который не она сама будет контролировать. Замена монополии Microsoft монополией Adobe была бы на руку именно Adobe, но никак не Nokia. Нужна разработка комплексных решений, а не просто устройств. Именно это является самой сложной задачей для Nokia. До сих пор наиболее популярные мобильные компьютерные устройства являлись интегрированными программно-аппаратными системами узкой направленности, например, GameBoy, iPod, BlackBerry, и, конечно же, мобильные телефоны. Nokia не может похвастаться особыми успехами в разработке подобных интегрированных систем. В действительности ее наиболее выдающаяся комплексная разработка nGage (комбинация игровой консоли, мобильного телефона и портативного развлекательного центра) была грандиозным провалом, подобным тем, что случились у компании Ford с ее автомобилем Edsel и у Майкла Дукакиса с его президентской кампанией в США.
Однако если Nokia действительно собирается стать успешным производителем мобильных компьютерных систем, то ей необходимо досконально изучить данное ремесло. Это невероятно сложная перестройка для компании, поскольку разработка компьютерных систем требует развитой культуры продакт-менеджеров, которые понимали бы заказчиков и имели влияние на разработчиков функциональности и интерфейса устройств. Хорошая компьютерная система – продукт уникального видения. Nokia со своими бесконечными разговорами и распределенной среди десятков команд ответственностью напоминает колхоз, абсолютно не приспособленный для достижения поставленной цели. Откровенно говоря, грандиозный план финского производителя пока вызывает лишь скепсис. Хотя, раз уж фирма смогла превратить бумажную фабрику в компанию – производителя мобильных телефонов, поставите ли вы против Nokia?